8 (926) 353-80-95

Электронные барабаны. История создания и развития. Преимущества и недостатки.

История создания и развития.

Благодаря развитию электроники, во второй половине XX века почти все музыкальные инструменты обрели своих электро- и электронных собратьев. Не избежали этой участи и барабаны.

Считается, что первые электронные барабаны были созданы Грэмом Эджем (Graeme Edge), барабанщиком британской группы The Moody Blues в сотрудничестве с профессором университета Суссекса Брайаном Гроувзом (Brian Groves). Они были сконструированы еще до широкого распространения микросхем, с использованием транзисторов, которых понадобилось около 500 штук. Это устройство было использовано при записи песни “Procession” на альбоме “Every Good Boy Deserves Favor” 1971 года.

Первый серийный электронный барабан предложила компания Pollard Industries в 1976 году под названием “Syndrum”. Эта новинка состояла из звукового модуля и одного или нескольких пэдов, и сразу привлекла внимание музыкантов. Однако коммерческого успеха она не снискала и компания обанкротилась.

Pollard Industries “Syndrum” 1976г.

В 1981 году английская компания Simmons начала серийное производство первой электронной ударной установки, которая стала работоспособной заменой обычных барабанов. Основная идея ее создателя, Ричарда Джемса Берджеса (Richard James Burgess), была в том, чтобы создать устройство для замены акустической установки с целью избежать таких проблем с озвучиванием, как посторонние шумы и возникновение отрицательной обратной связи. Модель Simmons SDS-V (Simmons Drum Synthesizer V) и ее развитие SDS-VII получили широкое распространение, их шестиугольные пэды весьма нередко можно заметить на видео 80-х годов, в частности, эти установки использовали такие группы, как Duran Duran и Rush.

Simmons SDS-V 1981г.

Серьезной вехой в развитии электронных барабанов стала модель TD-10 компании Roland, выпущенная на рынок в 1997 году. Основной инновацией стало применение принципа физического моделирования, позволяющего получить чрезвычайно реалистичное звучание при игре на ударных инструментах. На тот момент развитие микроэлектроники уже позволяло получить звук электронного инструмента неотличимый от акустического. Семплер мог по нажатию клавиши или удару палки воспроизвести любой звук. Но ведь при разной силе удара по барабану или тарелке меняется не только громкость звучания, но и тембр, который также меняется и в зависимости от того, в какое место нанесен удар. Можно, конечно, на каждый нюанс записать отдельный семпл, но это было бы громоздко, негибко и ресурсоемко. Физическое моделирование позволило решить эти проблемы и получить инструмент, ставший полноценной заменой традиционным барабанам.

Roland TD-10 1997г.

Дальнейшим развитием модели TD-10 стали модели TD-20 и TD-30, которые позволили музыкантам получить не только достойную замену акустической установки, но и, по сути, получить новый инструмент, так же как электрогитара дала новые возможности по сравнению с классической акустической гитарой.

В настоящее время признанными лидерами рынка являются компании Roland и Yamaha.

Преимущества и недостатки.

Наверно главное достоинство электронных барабанов – это отсутствие  самого главного недостатка обычных барабанов. Громкость. Обычные барабаны звучат очень громко, и регулировать эту громкость почти невозможно без ущерба звучанию. Для электронных барабанов это – не проблема, любая громкость для репетиций и записи, наушники для тренировок.

Компактность. Как правило, электронные барабаны монтируются на небольшую складную раму.

Долговечность. “Пластики” и “тарелки” почти не рвутся и не ломаются, звучание почти не зависит от износа.

Звучание. Тут конечно есть как плюсы, так и минусы, скептиков много, но топовые модели электронных ударных установок очень сложно отличить от акустических. При том, что вся та обработка, которая требуется для обычных барабанов (гейты, компрессоры, реверберация и т.д.), уже встроена в главный модуль. Не стоит также забывать, что звучание электронной установки можно изменить простой сменой библиотеки, в то время как для получения различного звучания для разных стилей музыки или исполнителей без другой акустической установки не обойтись. Ну а всякого рода “электронные” эффекты для обычной установки вообще невозможны.

Простота озвучивания. Для записи или концертного применения достаточно просто подключить стерео выход установки к микшеру или другому устройству. Никаких микрофонов, следовательно - посторонних шумов и обратной связи. Топовые модели установок, такие как Roland TD-20, имеют несколько выходных каналов, что позволяет производить поканальную запись или отстраивать на микшере каждый пэд отдельно.

Ну а теперь о недостатках. По большому счету их два. Все-таки физические ощущения от игры на электронных барабанах несколько другие. Нельзя сказать “лучше” или ”хуже”, просто другие. Связано это с использованием других материалов, но для умелого барабанщика адаптироваться после использования обычной установки и наоборот не составит никакой проблемы. Ну и психологический эффект от того, что звук от удара исходит не от барабана, а из наушников или акустической системы. Это - второй “недостаток”, который также имеет значение для других музыкантов, особенно привыкших играть на маленьких сценах, где звучание установки не подается в мониторы, а слышно “вживую”, и всегда есть возможность подойти поближе, если ритм недостаточно хорошо слышно.

Осмелюсь предположить, что удешевление и дальнейшее совершенствование электронных ударных установок позволит им в будущем если не полностью, то значительно вытеснить традиционные ударные, точно так же как электрогитара и синтезатор значительно потеснили акустическую гитару и фортепиано.

Roland TD-20 2008г.